Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Типичные нарушения и недостатки, выявляемые Контрольно-счетной палатой

 

Целями подготовки настоящей информации являются:

- определение наиболее характерных нарушений и недостатков, допущенных муниципальными учреждениями и предприятиями;

- проведение профилактической работы среди участников бюджетного процесса, экономических служб муниципальных учреждений и унитарных предприятий с целью укрепления финансово-бюджетной дисциплины.

При рассмотрении нарушений и недостатков приведены характерные примеры со ссылками на нормативные правовые акты.

 

I. Нарушения и недостатки в деятельности бюджетных учреждений. Недостатки (неэффективная деятельность) при расходовании бюджетных средств

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований закреплена также статьей 162 БК РФ.

Характерными примерами нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств являются:

- оплата штрафных санкций за нарушения порядка и сроков уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- необоснованное авансирование поставщиков товаров (работ, услуг);

- длительное отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность, непринятие мер по взысканию или необоснованное списание дебиторской задолженности;

- расходование бюджетных средств с затратами сверх необходимого (возможного) на получение требуемого результата

Например, переплата поставщику вследствие приобретения продукции по ценам выше установленных в договорах на поставку.

- наличие оборудования, приобретенного за счет средств бюджета и не используемого на момент проверки;

- расходование бюджетных средств на изготовление проектно-сметной документации, которые впоследствии в течение длительного времени не используются либо не востребованы;

- длительное (более одного года) неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в их использовании;

Например, выделенная из местного бюджета субсидия на восстановление огнезащитного покрытия несущих элементов металлоконструкций ледовой арены ДЮСШ в сумме более 5 млн. рублей длительное время (более года) не использовалась при наличии предписания органа государственного пожарного надзора.

- расходование бюджетных средств на оплату использования услуг сотовой связи сверх установленных лимитов;

- оплата расходов по приобретению инвентаря и материалов, приобретение которых должно было осуществляться исполнителем услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов (договоров);

- уничтожение результатов работ последующими работами (кроме работ, проводимых в рамках ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

- отсутствие потребности в использовании результатов выполненных работ, оказанных услуг, приобретенных товаров.

 

Нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств

Согласно статье 38 БК РФ бюджетные средства должны расходоваться в соответствии с принципом адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования и расходуются ими на указанные цели.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет ответственность в соответствии с КоАП РФ, УК РФ.

Характерными примерами нецелевого использования бюджетных средств являются:

- направление средств на цели, не соответствующие целям и задачам деятельности учреждения;

- направление средств бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств;

- использование бюджетных средств на оплату расходов, не предусмотренных бюджетной сметой;

- использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет средств от приносящей доход деятельности.

 

Нарушения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд

Наиболее характерные нарушения, допускаемые при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:

- закупка услуг для обеспечения муниципальных нужд у единственного исполнителя, в случае, когда определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) должно осуществляться путем проведения торгов (часть 5 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ);

Например:

искусственное дробление закупки - заключение в течение непродолжительного времени контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели по общей цене выше пределов, установленных для закупок малого объема;

- нарушения в части организации деятельности в сфере закупок (ст. 38 Федерального закона №44-ФЗ);

Например: отсутствие контрактной службы у заказчика, совокупный годовой объем закупок которого превышает 100 млн. рублей, отсутствие у сотрудников контрактной службы, либо контрактного управляющего высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок;

- неправомерное изменение условий муниципальных контрактов (часть 2 статьи 34 и часть 1 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ);

Например: заключение дополнительного соглашения, по которому увеличивается срок действия муниципального контракта, при условии, что возможность изменения срока действия не предусмотрена Федеральным законом №44-ФЗ и условиями контракта;

- неприменение мер ответственности по контракту в виде взыскания неустойки (пени, штрафы) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (часть 6 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ);

- оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг позднее установленных контрактом сроков (ч. 13.1 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ);

- несоблюдение сроков направления информации и документов, связанных с заключением, изменением и исполнением муниципальных контрактов в Федеральное казначейство в целях включения в реестр контрактов, заключенных заказчиками (часть 3 статьи 103 Федерального закона №44-ФЗ);

Например: направление информации о расторжении контракта пяти рабочих дней со дня, следующего за днем расторжения контракта;

- не соблюдение установленных требований формирования, ведения, сроков опубликования и внесения изменений в планы-графики (статья 21 Федерального закона №44-ФЗ (с 01.01.2016 года) пункт 2 Приказов Минэкономразвития РФ №544/18н и №182/7н);

Например: нарушение срока размещения плана-графика закупок в единой информационной системе в сфере закупок, осуществление закупок, не предусмотренных планом-графиком;

- не соблюдение общих требований к контракту, установленных статьей 34 Федерального закона №44-ФЗ;

Например: отсутствие условия о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

- несоблюдение установленных требований при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 Федерального закона №44-ФЗ);

- при расчете, формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учитываются фактические потребности, условия исполнения, отсутствует детальный расчет цены по видам услуг (статья 22 Федерального закона №44-ФЗ, подпункт 3.13.4 Приказа МЭР РФ №567);

- исполнение контрактов с нарушением сроков, видов и объемов работ, недостаточный контроль со стороны заказчиков за исполнением обязательств по контрактам (статья 94 Федерального закона №44-ФЗ);

Например: принятие работ частично не соответствующих требованиям, установленным локальным сметным расчетом;

- расторжение контракта производится после окончания срока его действия (п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ);

- неправомерное принятие (в отдельных случаях также и оплата) приемочных документов ранее фактических поставки товара, оказания услуг, завершения работ (ч. 1 ст. 94 Федерального закона №44-ФЗ, ст. 781 Гражданского кодекса РФ);

Например: неправомерное принятие и оплата услуг по организации и проведению городских конкурсов ранее их фактического оказания;

- заключение и исполнение контрактов, условия которых применялись к отношениям, возникшим между сторонами до заключения контрактов (часть 1 статья 94 Федерального закона №44-ФЗ).

 

Нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (отчетности)

Характерными примерами нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета (отчетности) являются:

- принятие к учету первичных учетных документов, не содержащих обязательные реквизиты;

Например, дата составления документа, номер документа, должность и расшифровка подписи лица, принявшего оказанные услуги/поставленный товар.

- принятие документов с подписью лица, не являющимся ответственным лицом по приемке товара и не являющимся работником учреждения, а также при отсутствии содержания факта хозяйственной жизни;

- несвоевременная регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета;

- осуществление расходов на приобретение неисключительных прав пользования программным обеспечением, клиентских лицензий, которые одноразово списываются на финансовый результат текущего финансового года без отражения на счете бухгалтерского (бюджетного) учета;

- не оформление бухгалтерских записей по выбытию (списанию) материальных ценностей с бухгалтерского учета учреждения при наличии оформленных актов о списании материальных запасов;

- принятие к бухгалтерскому учету отдельных элементов основных средств, которые следовало учитывать, как комплекс;

- формальное проведение инвентаризации имущества учреждений перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, что в конечном итоге приводит к искажению годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности;

Например, ежегодно переписываются одни и те же данные, отраженные в учете. В ходе контрольного мероприятия при проведении инвентаризации имущества, выясняется, что фактическое наличие имущества не совпадает с тем, что отражено в бухгалтерском учете, часть которых давно уже неисправна и не используется в деятельности учреждения, но и не списана, однако инвентаризационная опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

- отдельные положения учетной политики учреждения не соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством в области бухгалтерского учета (федеральными стандартами);

- при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, изменения в учетную политику учреждения не вносились;

- непринятие к учету банковских гарантий, полученных учреждением в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключенным муниципальным контрактам;

- не обозначение на объектах основных средств инвентарных номеров;

Например, на имеющиеся в учреждении основные средства не нанесены инвентарные порядковые номера, а также не заведены инвентарные карточки по их учету.

- под одинаковыми инвентарными номерами числятся однородные основные средства;

- отсутствие в инвентарных карточках информации о назначении объекта, сведениях о марке (модели) объекта, индивидуальной характеристике объекта (наименование признаков, характеризующих объект, наименование объекта, наименование важнейших комплектующих, деталей, узлов);

- отражение в учете фактически отсутствующего имущества;

- необоснованное списание стоимости горюче-смазочных материалов;

Например, завышение в путевых листах показаний спидометра.

- не отражение в учете результатов инвентаризации в виде излишков и недостач материальных ценностей;

- отсутствие в бухгалтерском учете забалансового учета имущества, переданного (полученного) в аренду, безвозмездное пользование, на ответственное хранение (Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкция №157н);

- нарушения в корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

- в результате неверного отнесения объектов основных средств к амортизационной группе допущено неправильное определение срока полезного использования отдельных активов, что привело к завышению амортизационных начислений;

- не отражение в бухгалтерском учете объектов основных средств учреждений, либо отражение материальных запасов в составе основных средств;

- не учитываются на забалансовом счете материальные запасы (специальная одежда), выданные в личное пользование работникам (сотрудникам) для использования в процессе выполнения своих должностных обязанностей;

- не начисление амортизации по отдельным основным средствам (пункт 43 Инструкции по бюджетному учету);

- несоблюдение методологии отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

Например, учет особо ценного движимого имущества на счете 410130 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения», которое следовало учитывать на счете 410120 «Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения».

- не производится учет материальных ценностей на забалансовом счете, в отношении которого принято решение о списании;

- осуществление расходов по устройству (монтажу) объектов нефинансовых активов без изменения (отражения) первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов;

- отсутствует учет имущества, полученного в оперативное управление по актам приема-передачи;

- при наличии оформленного акта о списании материальных запасов не оформляются бухгалтерские записи по выбытию (списанию) материальных ценностей с бухгалтерского учета учреждения;

- регистрация в регистрах бухгалтерского учета не имевших места фактов хозяйственной жизни;

- составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

- объекты, созданные (установленные) в рамках проведения ремонтных работ, организации мероприятий, изготовления, соответствующие критериям признания их в качестве объектов основных средств, на балансе учреждения не числятся;

- в учете не отражена стоимость арендных платежей за весь срок действия договора;

- учет материальных ценностей в составе основных средств, которые не соответствуют критериям активов (не имеют экономического потенциала, в связи с утратой технического потенциала);

- отсутствие учета материальных ценностей (сувенирной (подарочной) продукции)) на забалансовом счете при выдаче материально ответственному лицу;

- принятие к бухгалтерскому учету документов (актов о списании врученной в ходе проведения мероприятия денежных средств) ранее, либо гораздо позднее проведенных мероприятий;

- отсутствие учета на забалансовых счетах запасных частей к транспортным средствам, выданных взамен изношенных;

Например, приобретенные запасные части (аккумулятор, шины и диски), установленные на транспортные средства, учитывались на балансовом счете 010500 «Материальные запасы», которые следовало учитывать на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».

- нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, учреждением в бухгалтерском учете в составе основных средств не отражена балансовая стоимость здания в сумме 20 725,7 тыс.рублей, полученное в оперативное управление, что повлекло за собой искажение отчетных данных.

 

Нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом

Характерными нарушениями при использовании муниципального имущества являются:

- несоблюдение установленного порядка списания основных средств;

- сдача в аренду муниципального имущества без заключения соответствующих договоров;

- распоряжение имуществом без согласия собственника имущества (ст.298 Гражданского кодекса РФ);

- имущество, полученное на праве оперативного управления, не используется учреждением в соответствии с целями своей деятельности;

- неиспользование (неосвоение) в течение длительного времени муниципального имущества, полученного в оперативное управление;

- использование муниципального имущества (помещений, оборудования), закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, сторонней организацией в своих целях при отсутствии на то правовых оснований;

- не принятие необходимых мер по обеспечению сохранности муниципального имущества (отсутствуют заключенные договоры хранения);

- использование автотранспортных средств учреждения в нерабочее время (выходные и праздничные дни) без соответствующего приказа руководителя учреждения, а также без составления путевых листов;

- не в полной мере соблюдения:

- порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества;

- своевременности государственной регистрации прав на недвижимое имущество (или отсутствие, ошибочные сведения);

- своевременности оформления договоров оперативного управления на переданное имущество.

 

Нарушения порядка начисления и выплаты заработной платы

- нарушение порядка премирования муниципальных служащих руководителями структурных подразделений Исполнительного комитета города Казани (Решение Казанской городской Думы (далее – Решение КГД));

- нарушение работодателем установленного срока оплаты труда при увольнении, выплате отпускных и заработной платы; отсутствие компенсации работникам при нарушении срока оплаты труда;

- выплата единовременных премий работникам бюджетного учреждения за счет внебюджетных средств на основании приказов руководителя учреждения без решения главного распорядителя средств бюджета муниципального образования города Казани и акта Исполнительного комитета города Казани о премировании;

- выплата единовременных премий работникам казенного учреждения за счет бюджетных средств на основании приказов руководителя учреждения при отсутствии соответствующего постановления Исполнительного комитета города Казани;

- не включение премий (установленных порядком оплаты труда муниципальных служащих Исполнительного комитета города Казани) при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков за последние 12 календарных месяцев (Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»);

- неправильное осуществление расчета среднего заработка при начислении отпускных;

- нарушения порядка выплаты материальной помощи сотрудникам учреждений;

- нарушения порядка выплаты дополнительной материальной помощи сотрудникам учреждений;

- выплата единовременной выплаты при предоставлении ежегодного очередного отпуска менее 14 дней;

- оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с уменьшением установленного размера (статья 153 Трудового кодекса РФ);

- не отражение в табелях учета рабочего времени отработанного сотрудниками времени в выходные и праздничные дни;

- не отражение (неверное отражение) в табелях учета рабочего времени дней нахождения сотрудников в командировке;

- отсутствие в приказах руководителей учреждений об установлении доплат в связи с увеличением объема работ сотрудникам, срока, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержания и объема. Отсутствие дополнительных соглашений к трудовым договорам данных сотрудников (статья 151 Трудового кодекса РФ);

- невыплата заработной платы за время нахождения в пути в период служебных командировок, приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни;

- отсутствие индексации среднего заработка работников учреждений при повышении тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения (Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»);

- назначение либо увеличение выплаты надбавки к окладу за выслугу лет сотрудникам производится значительно позднее возникновения права на ее установление (изменение).

 

Нарушения установленного порядка ведения кассовых операций, при совершении и отражении операций с подотчетными лицами, возмещения расходов на служебные командировки

- не ведение кассовой книги;

- в платежных ведомостях отсутствуют подпись руководителя;

- превышение установленного лимита остатка денежных средств в кассе;

- в расходных кассовых ордерах, ведомостях на выдачу наличных денежных средств отсутствует подпись получателей этих средств;

- нарушения в порядке учета денежных документов;

- выдача денежных средств под отчет при наличии задолженности по ранее выданным авансам;

- оплата расходов подотчетному лицу без оправдательных документов;

- необоснованное списание денежных документов с подотчетного лица;

- не представление авансовых отчетов об израсходованных в связи со служебной командировкой суммах в течение трех рабочих дней.

- ненадлежащее оформление авансовых отчетов для учета расчетов с подотчетными лицами с нарушением установленных требований;

- возмещение расходов по проезду, несмотря на тот факт, что работники направились в командировку раньше установленного срока;

- при направлении в командировку работникам учреждения не выплачиваются суточные, также допускаются переплаты (необоснованные выплаты) суточных;

- необоснованное возмещение расходов по выбору места в салоне самолета, а также по добровольному страхованию жизни;

- при возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения допускается превышение установленных норм (Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 01.04.2015 №1675).

 

Прочие нарушения

- не соблюдение установленных требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, а также требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения;

- принятие казенным учреждением бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств (п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ);

- не принятие мер по закрытию ассигнований, которые высвободились по результатам проведенных торговых процедур определения исполнителей, в качестве экономии бюджетных средств;

- по неисполненным в прошлых годах муниципальным контрактам осуществляется зачет дебиторской задолженности прошлых лет в счет уплаты платежей по контрактам, заключенным в текущем году;

- расходование средств не по тем кодам экономической классификации расходов, по которым произведено финансирование;

- отсутствие регистрации права оперативного управления на нежилое помещение (статья 131 Гражданского кодекса РФ).

 

II. Нарушения и недостатки в деятельности муниципальных унитарных предприятий, обществ с участием муниципального образования

 

Нарушения при расчете платежей в бюджет муниципального образования части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей

- несвоевременное перечисление в бюджет части чистой прибыли муниципальным унитарным предприятием, дивидендов на муниципальный пакет акций;

- расходы, не связанные с деятельностью предприятия, не исключаются при расчете платежей в бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей

Например: материальная помощь, премии ко Дню строителя, города и РТ, оплата стоимости квартиры физическому лицу, премии к юбилейным датам, подарки и путевки сотрудникам, оплата за сторонние организации и т.п.;

- расходы унитарного предприятия необоснованно завышены в результате принятия к учету первичных документов организаций - контрагентов, оформленных с нарушением требований Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Например:

-отсутствие контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

- несоответствие должностных лиц, указанных в первичных документах лицам, указанным в договорах, а также в сведениях из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- отсутствие у контрагентов видов оказываемых услуг в перечне видов деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- заключение сторонами притворных сделок с целью прикрыть другую сделку (п.2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ).

 

Нарушения при формировании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, отражающих имущественное состояние муниципального унитарного предприятия

- неправомерное включение в состав затрат текущего периода расходов капитального характера и необоснованное занижение стоимости муниципального имущества. Отсутствие должного документооборота по комплексным капитальным общестроительным работам, подтверждающим назначение, необходимость, характер, объем принятых и оплаченных работ, по капитальному ремонту, реконструкции, новому строительству (пп. 8, 14, 26 п. 29 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н), Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279), Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо Минфина РФ от 30.12.1993 № 160));

- необоснованное занижение стоимости муниципального имущества вследствие не включения в первоначальную стоимость затрат по разработке проектно-сметной документации (проектно-изыскательских работ) на строительство объектов основных средств;

- отсутствие в бухгалтерском учете вновь построенных зданий и сооружений фактически эксплуатируемых, но не введенных в эксплуатацию и не учтенных в составе основных средств. Правоустанавливающие документы на вышеуказанные объекты, а также на передачу в хозяйственное ведение отсутствуют. Отсутствует государственная регистрация права хозяйственного ведения в УФРС РФ по РТ по недвижимому имуществу.

- необоснованное отвлечение средств в дебиторскую задолженность, непринятие мер по ее взысканию; наличие кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, что приводит к занижению финансового результата организации;

- несоответствие данных бухгалтерского учета совершенным хозяйственным операциям (фактическим данным);

- необоснованное включение в состав затрат отчетного периода расходов будущих периодов, подлежащих равномерному списанию в течение периода, к которому они относятся (п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н), п.19 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99, приказ Минфина РФ от 06.05.1999 №33н));

- не проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия (Федеральный закон «О бухгалтерском учете»);

- отсутствие первичных документов на передачу материалов подрядчику на давальческой основе, отчета исполнителя об использовании материалов (п.1 ст. 713 Гражданского кодекса РФ);

- формальный подход к составлению «Отчета об израсходовании давальческого материала».

Например, проверкой достоверности данных, сформированных в «Отчете об израсходовании давальческого материала Подрядчика», установлено несоответствие количества остатков материалов у Субподрядчика с данными бухгалтерского учета Подрядчика;

- несоответствие действующей системы внутреннего контроля некоторых МУП, ОАО требованиям статьи 19 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не исключает неточности и отклонения при ведении бухгалтерского учета

Например, действующая система учета, документооборота не обеспечивает должный контроль за списанием материальных ценностей с целью обеспечения формирования достоверных показателей бухгалтерской отчетности (при отсутствии отчета материально-ответственного лица в бухгалтерском учете списана стоимость товарно-материальных ценностей в состав текущих расходов).

- отсутствие первичных документов на передачу многолетних насаждений предполагаемому балансодержателю по территориальной принадлежности, с целью дальнейшего обеспечения и поддержания их в жизнеспособном состоянии;

- преждевременное отражение в бухгалтерской отчетности МУПа изменения размера уставного фонда до его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц;

 

Нарушения порядка выдачи и привлечения займов

Характерные нарушения:

- предоставление займов без согласования с собственником (п. 4 статьи 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ);

- осуществление заимствований в формах, не предусмотренных законом. Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме кредитов по договорам с кредитными организациями, бюджетных кредитов и заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей (статья 24 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ).

Например: заключены договора займа между унитарными предприятиями;

привлечены денежные средства по договорам займа у физических лиц, коммерческих организаций.

 

Недостатки (неэффективная деятельность) при получении и использовании муниципальной собственности

Характерными нарушениями законодательства и недостатками при распоряжении муниципальным имуществом являются:

- без согласования с собственником заключение договоров о совместной деятельности с коммерческими организациями

Например: заключен договор о совместной деятельности с коммерческой организацией, согласно которому происходило совместное инвестирование, проектирование и строительство двух комплексов баз отдыха на территории земельных участков муниципального образования, повлекшее выбытие земельных участков из муниципальной собственности;

- использование площадей, находящихся в муниципальной собственности сторонними организациями без оформления договоров аренды, при отсутствии калькуляции стоимости квадратного метра сдаваемого в аренду помещения, без возмещения коммунальных услуг и без предъявления пени, предусмотренных договорами за каждый день просрочки;

- отсутствие в договорах аренды санкций за нарушение сроков оплаты;

- формирование стоимости квадратного метра помещений при сдаче муниципального имущества в аренду без учета накладных (общехозяйственных) расходов и определенного уровня рентабельности;

Например:

- стоимость квадратного метра помещений установлена в договорах с арендаторами без наличия калькуляции стоимости квадратного метра помещений, предназначенных для сдачи в аренду. Отсутствие калькуляции стоимости квадратного метра помещений, предназначенных для сдачи в аренду, не обеспечивает возможность унитарному предприятию проанализировать результаты от сдачи в аренду нежилых помещений в целях достижения определенного уровня рентабельности предприятия и эффективного распоряжения муниципальной собственностью

- заключение договорных отношений не напрямую с производителями, а с организациями, не специализирующимися на производстве той или иной продукции

- по юридическому адресу муниципального унитарного предприятия одновременно зарегистрировано еще 10 и более организаций, договорные отношения на аренду помещения, дающие право зарегистрироваться в налоговых органах по данному адресу, у муниципального унитарного предприятия с организациями отсутствуют

- пени, предусмотренные договором за каждый день просрочки (0,1% с просроченной суммы), унитарным предприятием в адрес арендатора не предъявлены. В конце года в учете отражен зачет взаимных требований, в котором отсутствуют данные, позволяющие определить, по каким требованиям производится зачет, основание их возникновения, что не соответствует Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и недостаточно обосновывает погашение взаимных задолженностей;

- отсутствие пообъектного учета недвижимого имущества, полученного в хозяйственное ведение, в том числе по причине закрепления за предприятием имущественного комплекса как единого объекта, состоящего из отдельных самостоятельных объектов учета. Данное несоответствие не позволяет обеспечить пообъектный учет муниципального имущества (в том числе в Реестре муниципальной собственности г.Казани) с целью обеспечения контроля за его сохранностью;

- списание основных средств о невозможности дальнейшего использования без подтверждающих документов. Отражение не в полном объеме данных, характеризующих объект основных средств в первичных документах на списание объектов основных средств, (в актах о списании объектов основных средств (форма №ОС-4) отсутствуют сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета и о поступлении материальных ценностей от их списания). Указанное несоответствие не позволяет осуществлять контроль за движением материальных ценностей, оставшихся в результате списания основных средств;

- неоприходование либо оприходование в неполном объеме материальных ценностей, полученных от демонтажа основных средств. Отсутствие или занижение дохода при их получении.

Например: отсутствуют заключения специализированных организаций о невозможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств, документы, подтверждающие демонтаж оборудования. Не обеспечен контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов;

- не определен балансодержатель и тем самым не обеспечены сохранность муниципального имущества и его эффективное использование в результате отсутствия инвентаризации основных средств; несогласованности в действиях между муниципальным унитарным предприятием, собственником и профильным комитетом; частой реорганизации юридических лиц, за которыми было закреплено муниципальное имущество;

- отсутствие согласования с собственником (КЗИО ИК МО г. Казани) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность директора муниципального унитарного предприятия с юридическими лицами, где учредителями (руководителями) являются аффилированные лица (статья 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»)

Например: несмотря на наличие договорных отношений с крупными оптовыми поставщиками и производителями аналогичной медицинской продукции, имеют место случаи приобретения медицинской продукции у организаций, где учредителями (руководителями) являются аффилированные лица;

- не доводится до сведения Совета директоров акционерного общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества, не раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности информация о заинтересованных лицах, связанных сторонах (нарушение статьи 82 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.п.10, 14 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»);

- заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, без письменного согласия собственника имущества, проведения оценки рыночной стоимости размера арендной платы, в отношении:

1) муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления муниципальным унитарным предприятиям;

2) муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными автономными учреждениями;

3) муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, органам местного самоуправления.

(п.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.18 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ, постановление Руководителя Исполкома муниципального образования г.Казани от 07.06.2011 №3007 «О порядке согласования сдачи в аренду муниципального недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями». Предусмотрена ответственность п.1 статьи 14.9 КоАП РФ);

- заключение договорных отношений на аренду транспортных средств, где расходы на аренду автомобиля, исходя из его стоимости, окупаются в наименьший период, чем срок его полезного использования;

- заключения договорных отношений без соблюдения установленной процедуры закупок (нарушение Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ);

- не размещение сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок (п.19 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ);

-  нарушение сроков подписания договоров, предусмотренных Положением о закупке предприятия (Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ);

- не размещение информации об изменении условий, стоимости договора (п.5 статьи 4 Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ);

- отсутствие формирования доходов от услуг генподряда, предусмотренных договором на выполнение подрядных (субподрядных) работ;

- бездействие в части оформления правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, приводящее к недополучению доходов в бюджет МО г.Казани в виде платы за землю;

- отсутствие согласования с собственником (КЗИО ИК МО г.Казани) сделок, превышающих 10% уставного фонда предприятия (статья 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

- несоответствие формы и некоторых существенных условий договора на предоставление в аренду имущества требованиям статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Порядку согласования сдачи в аренду муниципального имущества г.Казани, утвержденному постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 19.10.2015 №3747 (в части оплаты арендных платежей; отсутствие: в договоре информации о собственнике имущества, письменного согласования собственника);

- Отчеты оценщиков об определении рыночной стоимости имущества не содержат информации о наличии (отсутствии) величины налога на добавленную стоимость в составе рыночной стоимости объекта оценки.

Указанное обстоятельство оказывает влияние на формирование начальной стоимости при реализации имущества, вводит в заблуждение пользователей отчета об оценке, допускает неоднозначное толкование (п.5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)» (приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 №299)).

 

Нарушения порядка оплаты труда

- выплата вознаграждений директору муниципального унитарного предприятия при отрицательном результате финансово-хозяйственной деятельности (убыток) (постановление: Руководителя ИК МО г.Казани от 30.10.2015 №3838 «Об оплате труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий г.Казани» (далее – постановление №3838);

- отсутствие дополнительного соглашения к трудовому договору с директором муниципального унитарного предприятия, и как следствие, отсутствие обоснованности установления размера заработной платы (Регламент назначения руководителей муниципальных предприятий и учреждений г.Казани, утвержденного постановлением Руководителя Исполнительного комитета МО г.Казани от 06.05.2006 №879 «О решении Казанской городской Думы от 17.02.2006 № 12-6 "О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений"»);

- размер должностного оклада директора муниципального унитарного предприятия превышает размер должностного оклада, исчисленный в соответствии с постановлением №3838;

- начисление премий в размерах, превышающих установленные постановлением №3838;

- выплата разовых премий руководителям муниципальных унитарных предприятий без согласования с работодателем (статья 191 Трудового кодекса РФ);

- отсутствие распоряжения Руководителя ИК МО г.Казани (работодателя) о командировке, отпуске руководителей муниципальных унитарных предприятий (статья 166 Трудового кодекса РФ; постановление Руководителя ИК МО г.Казани от 06.05.2006 №879 «О решении Казанской городской Думы от 17.02.2006 №12-6 “О порядке принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений”»);

- в положениях об оплате труда отсутствует информация о критериях, периодичности выплат, а также о минимальных и максимальных допустимых размерах вознаграждений, доплат и надбавок работникам, в результате чего возникают вопросы объективности начисления данных выплат работникам.

Например: произведено премирование специалиста в размере 400 процентов должностного оклада, несмотря на то, что он работает на полставки;

- превышение ежемесячной премии над размером, установленным Положением об оплате труда работников унитарного предприятия;   

- компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, не превышающего 28 дней (статья 126 Трудового кодекса РФ);

- отсутствие контроля со стороны собственника (КЗИО ИК МО г.Казани) за порядком начисления и выплат заработных плат, устанавливаемых в обществах и предприятиях, созданных со 100 процентным участием муниципального образования;

- заключение договоров гражданско-правового характера на оказание работ/услуг, имеющих постоянный характер и предполагающих подчинение исполнителя правилам внутреннего трудового распорядка на предприятии, выполнение работ по определенной должности и как следствие, заключение трудовых договоров;

- содержание договоров гражданско-правового характера, актов выполненных работ (оказанных услуг) не позволяет установить объем выполненных работ, оказанных услуг, отсутствуют данные о формировании цены и определении стоимости по видам конкретных выполненных работ (оказанных услуг), не отражен факт исполнения обязательств по количественным, качественным и ценовым показателям, отсутствует информация об объектах, на которых исполнителями выполнены работы (оказаны услуги).

 

Отсутствие правоустанавливающих документов

Заключение договоров с юридическими и физическими лицами, не имеющими соответствующих правоустанавливающих документов (лицензий, сертификатов и иной разрешительной документации), позволяющих им оказывать соответствующие услуги, выполнять работы и т.д.

Например:

- договор гражданско-правового характера на выполнение ежедневного предрейсового медосмотра штатных водителей предприятия с физическим лицом, у которого отсутствует сертификат о прохождении соответствующей подготовки (статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.1.2, 1.4 Типового положения «Об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств», утвержденного Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»)

- для выполнения работ по демонтажу, монтажу, пуско-наладке, ремонту лифтов, диспетчерской связи привлечены не специализированные организации, а физические лица по договорам возмездного оказания услуг, у которых отсутствует разрешение Ростехнадзора на осуществление вышеуказанных работ (статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.9, 13.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 №31, п.3.5.2, 3.6.5.2 приказа Госстроя РФ от 30.06.1999 №158 «Об утверждении Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации», п.1.1 ГОСТ 22845-85 «Лифты электрические пассажирские и грузовые. Правила организации, производства и приемки монтажных работ», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 11.07.1985 №117).

Выполнение работ физическими лицами, а не специализированными организациями при отсутствии разрешения Ростехнадзора, смет и конкретного объема выполненных работ по количественным, качественным и ценовым показателям, не подтверждает обоснованность выплат.

 

Прочие нарушения

- отсутствие в локальных актах условия об обязанности работника отработать определенный период времени или компенсировать расходы работодателя по подготовке и аттестации специалиста на квалификационный уровень, что в не должной мере обеспечивает мероприятия по эффективному расходованию денежных средств;

- необоснованное отнесение в состав прочих расходов затрат по документам, оформленным с нарушением Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Например: отсутствуют подписи, печати в первичных документах лиц, участвующих в хозяйственной операции, посадочных талонов, подтверждающих перелет подотчетного лица;

- принятие к оплате авансовых отчетов без предъявления документов (чеков ККМ, товарных чеков), удостоверяющих факт оплаты товарно-материальных ценностей, услуг у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- просрочка выплаты заработной платы работникам (статья 136 ТК РФ), что может повлечь дополнительную нагрузку на предприятие в виде обязанности выплаты работнику процентов за просрочку и уплаты штрафа по КоАП РФ;

- отсутствие в путевых листах водителей информации о конкретном месте следования автомобиля, что не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях, и не в должной мере подтверждает обоснованность списания в состав затрат стоимости горюче-смазочных материалов;

- отсутствие оперативного учета объектов основных средств стоимостью не более 40,0 тыс.рублей за единицу не позволяет в полном объеме осуществлять контроль за их движением в целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01, приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н);

- несоблюдение обособленными подразделениями предприятия Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории РФ;

- отсутствие заявлений работников предприятия на выдачу денег под отчет (Порядок ведения кассовых операций);

- выдача наличных денежных средств работникам предприятия на хозяйственные расходы при наличии задолженности по ранее полученным средствам (Порядок ведения кассовых операций);

- непредставление в установленный срок (3 рабочих дня со дня возвращения из командировки) авансовых отчетов (Порядок ведения кассовых операций);

- отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий условия и размеры расходов, связанных с командировкой сотрудников (статья 168 Трудового кодекса РФ).

 

Дата изменения: 16.10.2023