Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

О Ратуше

История Дворянского собрания

Казанская Ратуша располагается в здании бывшего Дворянского собрания, построенного в 1854 году.

До 1814 года Дворянское собрание, являющееся высшим корпоративным органом сословия дворян, не имело собственного помещения и располагалось в различных казенных и частных домах.

В 1843 году Казанское дворянство своим чрезвычайным собранием постановило построить Дворянский дом на Грузинской улице у Театральной площади. Для строительства был избран строительный комитет под предводительством Казанского губернского предводителя дворянства Н.Д.Булыгина. Сбор денег на возведение Дворянского собрания предполагался из доходов помещиков в течение четырех с половиной лет.

Строительству нового здания придавалось большое значение. В соответствии с новым генеральным планом города, составленным в 1838 году, здесь должно было начаться новое архитектурное формирование уже сложившейся театральной площади. Дворянское собрание должно было стать первой постройкой на этой площади. Именно оно должно было определить ее будущий архитектурный облик.

Из представленных проектов Высочайшее утверждение комитета получил 27 апреля 1844 года план М.П.Коринфского.

Руководство строительством дома первоначально было поручено губернскому архитектору Ф.И.Петонди. Под его руководством были начаты еще до утверждения сметы подготовительные земляные работы. Но по причине большой занятости он вскоре отказался от руководства, и оно было возложено по решению Казанского губернского дворянства от 18 января 1845 года на М.П.Коринфского с определенным ему жалованием 400 руб. серебром в год.

Только были начаты строительные работы, как дворянство пожелало внести изменения в Высочайше утвержденный проект, главным образом, желая увеличить размеры танцевального зала.

В 1853 году были начаты работы по отделке фасадов и внутренних помещений, а также благоустройство территории. Архивные документы сохранили имена мастеров, привлеченных к работам. Лепные работы, например, сделаны крестьянином графа Салтыкова Акимом Николаевым. Контракт на штукатурные работы во время торгов был заключен с Козмодемьянским мещанином Иваном Симоновым, крестьянином ярославской губернии и уезда деревни Гузицино Ларионом Буровым. Паркет по рисункам Коринфского выполнил крестьянин деревни Улановой Казанского уезда Никита Цыганов. По специальному заказу была изготовлена мебель саратовским колонистом немцем Цейером.

Работы по внутреннему устройству продолжались и позднее. Так, в документах, датированных 1859 годом, говорится о получении бронзовых дел мастером Денике денег за изготовление люстр, в других просят выделить этому же мастеру денег на устройство блока для спуска и подъема люстры над парадной лестницей. Эти люстры дворяне сохраняли в интерьере и в последующие годы, приспосабливая их под газовое освещение, а затем и электрическое.

Мебель и зеркала были приобретены в магазине братьев Еремеевых.

В главном зале находились портреты царствовавших особ со времен Екатерины II: Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II. В других помещениях висели гербы уездных городов Казанской губернии: Козмодемьянск, Лаишев, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск, Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин.

Все отделочные работы были завершены к январю 1854 года. 15 марта 1860 года на чрезвычайном собрании комитета по постройке Дворянского собрания было отмечено, что Дворянский дом выстроен и сдан в заведование Губернского предводителя дворянства.

Трехэтажное здание, построенное в достаточно редком для Казани стиле неоренессанс, общей площадью более 5 тысяч квадратных метров, отличалось изяществом, утонченностью форм и художественной простотой, а также оригинальным оформлением интерьеров – великолепных залов, холлов и парадной лестницы.

В новом доме Дворянского собрания постарались предусмотреть все до мелочей. Кроме большого танцевального зала, вмещавшего до 800 человек и еще до 400 на балконах, в здании имелись большая и малая столовые, буфетная, пикетная, гостиные и клубные комнаты, библиотека, канцелярия, кабинет предводителя, шинельные и туалетные комнаты, номера для приезжих, винные погреба, а также различные хозяйственные службы, таким образом, одновременно здесь могли находиться до 2,5 тысячи человек.

В последующие годы здание практически не меняло своего архитектурного облика. Только в 1875-1879 гг. центральный вход был оформлен портиком с балконом. В эти годы подобные портики появляются и на многих общественных зданиях (например, городском театре, городской думе, духовной академии). Большие ремонтные работы производились в здании с 1902-1903 года. Ремонт касался внутренних помещений. В этот период здание получило новые интерьеры, электрическое освещение.

В дореволюционной России главный бал года проходил именно в Дворянском собрании. «Казанские известия» 1815 года сообщали, например, что 1 января в доме Казанского благородного Дворянского собрания был маскарад, на котором собралось около тысячи человек.

Известная поэтесса «серебряного века» О.А.Ильина в своем романе «Канун Восьмого дня» дает следующее описание балам в Дворянском собрании: «Первая волна гостей уже поднималась по малиновому ковру главной лестницы Дворянского собрания. На первой площадке огромное стенное зеркало отражало приближение декольтированных дам с наброшенными на плечи мехами, сопровождавших их мужчин во фраках, офицеров в парадных формах. В этом первом этапе шествия их внимание явно было приковано к собственному отражению в зеркале, к которому они продвигались. На изгибе лестницы выражение их менялось, привлеченное балом... В зале было уже много танцующих пар. Под светом люстр паркет был как золотистое зеркало и, пока еще не было толпы, танцующие пары почти отражались в нем».

Также в здании собрания проводились губернские дворянские выборы, парадные приемы и обеды, благотворительные вечера, концерты.

«Заготовлено было кресел 360, входных в зал 800, на хоры – 600 (все проданы). Выдано бесплатных контрамарок по желанию концертанта учащимся музыкальной школы – 20 и разным лицам – 20. Итого – 1800! Кроме того, были приведены учащиеся из института слепых… Это, так сказать, «законные посетители». Да обнаружено, что вследствие плохого контроля распорядителей, привезенных г.Шаляпиным, без билетов прошло в залы и на хоры, вероятно, около 500 человек». «Вечерняя почта» о концерте Федора Шаляпина в здании Дворянского собрания, сентябрь 1909 года.

«Зал Дворянского собрания наполовину был пуст. Публика довольно холодно принимала композитора-пианиста [Скрябина]. Впрочем, иного и нельзя было ожидать. Воспитание казанцев идет очень медленно». «Русская музыкальная газета», март 1912 года.

18 февраля 1914 года в Дворянском собрании состоялся вечер поэтов-футуристов с участием В.В.Маяковского, В.В.Каменского, Д.Д.Бурлюка. Казанская полиция с большой неохотой дала разрешение на концерт. Студенты так горячо приветствовали поэтов-футуристов, что полицмейстер 6 раз прерывал их выступления.

В последние предреволюционные годы здание в основном сдавалось в наем. Здесь устраивали вечера, концерты, спектакли и т.д.

Тяжелые военные годы, которые переживала наша страна, не обошли стороной и этот дом. На протяжении Первой мировой войны здесь находился госпиталь. А в 1919 году, когда из Австро-Венгрии на родину через Казань возвращались военнопленные, примерно 20 тысяч человек в разное время было размещено в здании бывшего Дворянского собрания.

В советское время здание использовалось как кинозал и танцплощадка. До 1956 года здесь проходили заседания Верховного Совета республики, партийные конференции.

Очередной этап в истории здания отмечен 1996 годом, когда оно было передано администрации города Казани. С 1997 года начались реставрационные работы. Для возрождения первоначального облика особняка были проведены серьезные историко-архивные исследования: по материалам, хранившимся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге и Национальном архиве РТ, восстановили внешний фасад. Внутреннее убранство сделали наверняка роскошнее, чем было – кругом позолота, красивые росписи, современная итальянская мебель под старину.

Дворянское собрание в 2005 году предстало перед казанцами и гостями города, который отмечал 1000-летний юбилей, в обновленном виде. Реставрация вернула особняку прежние яркие краски. Теперь это одно из самых красивых зданий исторического центра Казани.

Современная история

В 1997 году здание Дома офицеров было передано Мэрии Казани. Было решено капитально отремонтировать и реконструировать его.

Проект реконструкции здания разработали специалисты института «Казгражданпроект» (главный инженер проекта Г.Данилова, главный архитектор И.Нургалеев). Строительные и реставрационные работы вели ОАО «Татстрой» и «Ренессанс Констракшн» (Турция). Эти работы продолжались с 2002 по 2005 год.

Возрожденный к жизни дом стал четырехэтажным дворцом с десятью залами, не считая подсобных помещений. Пять из них – постоянно действующие. В Белом и Розовом залах проходят круглые столы, заседания президиума и другие официальные встречи. Самые крупные торжественные приемы проводятся в Колонном зале, свадебные церемонии – в Купольном. Отдельные залы служат музеем для подарков городу.

Часы на Казанской ратуше всегда показывают точное время. Сегодня на смену громоздким башенным часовым механизмам пришли современные технологии – часы управляются с помощью электронной системы, а стрелки двигаются с помощью электромотора. Часы изготовлены на Чистопольском заводе «Восток».

В фойе гостей встречает лестница из темного мрамора, ведущая на верхние этажи. Лестницу украшают статуи, которые еще в XIX веке называли «китаецъ с китайцой». Это единственное, что осталось от старых интерьеров Дворянского собрания. Многие специалисты-китаеведы ломают голову над происхождением этих статуй. Неизвестно, откуда они появились в Казани и кем именно являются эти китайские парень и девушка. Однако, знак дракона на груди юноши позволяет предположить, что это – член китайской императорской семьи.

Раньше освещение в Ратуше было свечно-газовым, теперь даже старинные светильники – электрические.

Казанская Ратуша стала резиденцией Мэра города. Здесь проходят встречи, приемы и официальные мероприятия с участием представителей власти, бизнеса и творческой элиты со всего мира. 26 августа 2005 года в Ратуше прошел Саммит глав государств СНГ, в котором приняли участие члены Государственного Совета Российской Федерации и руководители российских регионов,. В Ратуше вручались юбилейные медали в честь 1000-летия Казани и прошло первое заседание Казанского Совета нового созыва.

Среди последних событий Ратуши: Конгресс местных властей Евразии, в котором участвовали врио Президента Республики Татарстан Рустам Минниханов и Мэр Казани Ильсур Метшин, являющийся также президентом Евразийского отделения Организации городов местных властей.

В белоколонном зале вновь звучат классическая музыка и мировые джазовые хиты. А в залах на первом этаже организуются выставки, такие как фотовыставки «Время колокольчиков. Герои русского рока», выставка Союза фотографов Республики Татарстан «О Казани с любовью», персональные выставки голландского фотографа Гисберта Ханекроота «От АББЫ до ЗАППЫ. Рок-фотография 1970-х», мэтра отечественной фотографии Валерия Плотникова «В.Высоцкий. Марина. Друзья...».

Колонный зал


Главный зал Ратуши - Колонный. Здесь проходят заседания городской Думы и самые значимые городские и республиканские события. В Колонном зале выступали Л.Собинов, С.Рахманинов, А.Скрябин. Здесь в последний раз выступал перед отъездом в Москву Василий Качалов, встречался с земляками уже знаменитый певец Федор Шаляпин. 18 февраля 1914 года в Доме офицеров читали стихи поэты-футуристы В.Маяковский, В.Каменский и Д.Бурлюк.

Потолки Колонного зала украшают многоярусные люстры из хрусталя Swarovski, изготовленные специально для Казанской Ратуши. Над паркетом главного зала трудились лучшие мастера из Армении. Мебель закупили в Италии (для парадных залов) и Москве (для залов деловых встреч).

Белый зал


В Белом зале проходят заседания, встречи в формате круглого стола, встречи руководства города с иностранными делегациями, представителями бизнеса и другие официальные мероприятия.

Розовый зал


В Розовом зале проходят заседания президиума, комиссий Казанской городской Думы и другие официальные встречи.

Фойе банкетного зала


В этом камерном зале участники мероприятий и гости Ратуши могут расположиться и провести время в красивой обстановке до начала, а также в перерыве или по окончании мероприятия. Зал, выдержанный в мягких пастельных тонах, оказывает чарующее действие на всех своих посетителей.

Банкетный зал


Стены банкетного зала украшены изображением старой Казани, итальянскими портьерами и изысканными светильниками. Зал вмещает в себя до 150 человек.

Купольный зал

Фото: Марат Ахметзянов

В купольном зале Ратуши преимущественно проходят выездные регистрации брака, встречи руководства Казани с иностранными делегациями, представителями бизнеса и другие официальные мероприятия. 

Крыша зала сделана в виде стеклянного купола, над которым возвышается шпиль, а из окна открывается вид на центр Казани.

Галерея «Окно»


Галерея является совместным проектом Мэрии Казани, Казанской Ратуши и творческого объединения «ОКНО», официального представителя федерального проекта Art-most.com.

Концепция галереи – постоянно действующая выставка-продажа работ художников Татарстана и Казани. Здесь также проходят выставки художников России и зарубежья. Это место проведения тематических литературно-художественных вечеров, творческих встреч, частных арт-проектов, художественных мастер-классов для детей и взрослых.

Кабинет Мэра

В этом кабинете Ильсур Метшин работает во время своих визитов в Ратушу. Потолок и стены кабинета украшены позолоченной лепниной. Люстра выполнена на заказ компанией Swarovski.

Дата изменения: 28.12.2021