Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
24.03.2020, 11:12

Заводчане 230-го: днем работали у станков, а ночью – стирали и чинили солдатское белье

Портал KZN.RU рассказывает о вкладе завода «Электроприбор» в победу в Великой Отечественной войне.

Фото: tatfrontu.ru

(Город Казань KZN.RU, 24 марта, Алсу Сафина). Со слезами на глазах, обнимая друг друга, радуясь долгожданному известию и горюя о тех, кто не вернулся домой, встретили в Казани 9 мая 1945 года новость о победе работники 230-го завода. Эвакуированное из Москвы в 1941-м предприятие ежедневно выпускало приборы практически для всех видов военной техники. О том, как заводчане помогали фронту и возрождающемуся Сталинграду, и какой вклад внесли работники предприятия в послевоенные годы в освоение космоса, порталу KZN.RU рассказала директор музея истории предприятия «Электроприбор» Ангелина Курбанова.

Как дядя Николая II благословил авиационное приборостроение

История предприятия началась более 100 лет назад – в 1917 году в Соколовском переулке Москвы заработал завод «Авиаприбор», первое отечественное предприятие авиационного приборостроения. Идея открыть подобное производство родилась у ученого Александра Фридмана. Участник Первой мировой войны, летчик-наблюдатель, он сам составил научно-техническое описание необходимых аэронавигационных приборов, исследовал их и разработал проект завода. Задумку Александра Фридмана поддержал дядя императора Николая II – великий князь Александр Романов, который во время Первой мировой войны возглавлял Воздушный флот России.

Вначале завод занимался ремонтом и модернизацией авиационных приборов зарубежного производства. Время для страны было непростым – революция и гражданская война. «Чтобы выжить, завод брался за любые заказы, – рассказала директор музея истории предприятия Ангелина Курбанова. – Производили готовальни, которые выпускались до 1938 года, разновесы, землемерные ленты, свечи зажигания и многое другое». Среди заказов того времени были и железные ведра, и печные трубы, и пилы, и зажигалки и т.д.

Интересно, что в будущем, во второй половине XX века, уже в Казани предприятие также будет производить товары народного потребления – от значков, овощерезок и овощечисток, телефонных трубок до всевозможных замков, включая супернадежную «итальянскую» серию и серию «Миллион секретов», и лифтовых панелей с антивандальными кнопками.

Постепенно завод налаживает серийный выпуск собственных авиаприборов – с середины 20-х годов здесь изготавливали барометрические высотомеры, указатели скорости, термометры, уклономеры, тахометры, манометры для измерения давления масла и бензина в авиадвигателях. А после объединения с часовой фабрикой «Новь» на заводе в отдельном цеху начинается выпуск часов-ходиков и будильников.

В 30-е годы завод осваивает новое направление – производство теплоизмерительных приборов и переименовывается в «Тизприбор», при этом авиационное направление продолжает развиваться на новом заводе в Филях. Тогда же на «Тизприборе» налаживается выпуск патефонов, признанных лучшими на всесоюзном конкурсе в Москве.

Производство авиационных приборов на предприятии возобновили в 1937 году, Наркомат оборонной промышленности присвоил заводу номер 230. Именно с таким названием предприятие в 1941 году было эвакуировано в Казань. И именно под таким названием – завод №230 – оно вошло в историю и запомнилось жителям города.

«Москвичи, которые приехали вместе с заводом – все работали разнорабочими»

Московский завод эвакуировали в Казань осенью 1941-го. Двумя эшелонами в город прибыли работники завода с семьями – около 5 тыс. человек, оборудование, незавершенное производство и материалы. Предприятию выделили территорию городка ветеринарного института с находящимися там зданиями. К слову, в здании ветинститута XIX века постройки архитектора Генриха Руша (по его проектам в Казани построены Дом Кекина, Дом Шамиля, под его руководством шло строительство Александровского пассажа – прим. ред.) и находится сейчас музей истории предприятия.

По приказу наркома авиационной промышленности возобновить производство авиационных приборов нужно было в течение месяца. «Приказ был выполнен. Хотя сейчас это выглядит фантастическим, но производство приборов возобновили в срок, – отметила Ангелина Курбанова. – Станки прямо с колес устанавливали под открытым небом на постаменты, потом появились стены и крыши». Были не только построены новые объекты, но и здания ветинститута реконструировали под нужды предприятия и адаптировали для размещения там производства.

«Москвичи, которые приехали вместе с заводом: слесари-сборщики, мастера, начальники и технологи – все работали разнорабочими. Кто штукатурил, кто белил, кто свет проводил, кто стекла вставлял. Так готовили помещения для заводских цехов. Только к концу ноября мы заняли свои рабочие места», - рассказывает в книге воспоминаний «Дети войны» Татьяна Марко, которая пришла на завод после 9-го класса. 

Поскольку предприятие находилось на окраине Казани, на Арском поле, здесь не было ни коммуникаций, ни дорог. Силами рабочих завода проложили водопроводные и канализационные сети, высоковольтные линии, построили трансформаторную подстанцию, котельную, телефонную станцию и многие другие объекты. Помимо этого, от Варваринской церкви до территории завода были продолжены трамвайные пути, чтобы на вагонах-платформах привозить оборудование и материалы с железнодорожного вокзала и речного порта. «Уже к концу 1942-го производство было запущено на полную мощность, за тот год было выпущено в 1,5 раза больше продукции, чем за 1941-й», – подчеркнула Ангелина Курбанова.

Прибывших в город сотрудников предприятия временно разместили в общежитиях казанских вузов, в фойе кинотеатра «Унион» (нынешняя «Родина»), в театре им.Г.Камала, подселяли к жителям города. Это уже в послевоенные годы завод построил в Казани 10 детских садов и более 20 многоквартирных домов, одним из первых стал дом 1948 года по ул.Пушкина, 22, где находился магазин «Ноты». А в годы войны на территории предприятия и на соседних улицах возводили бревенчатые дома для заводчан. Здесь же, на территории завода, были ясли и детский сад, ведь работать на предприятие пришли подростки и женщины. Как рассказала директор музея истории предприятия, за годы Великой Отечественной войны на 230-м заводе было принято и обучено около 2 тыс. новых рабочих из числа подростков и домохозяек.

«Иногда мы даже отключали станки и пытались подремать, но наша работа нужна была фронту»

Рабочий день на заводе длился 10-12 часов. «10 часов – обязательно, 12 – желательно, а кто-то не выходил с завода», – пояснила А.Курбанова.

Вера Ардатовская, проработавшая на заводе 40 лет, в книге воспоминаний «Дети войны» рассказала о том, как в годы войны подростком пришла работать на завод, окончив 4-месячные курсы и получив третий разряд токаря. Отпусков за время войны не было, выходные были только первого числа каждого месяца.

«Работали по 12 часов в две смены. Так как я была небольшого росточка, к большому станку мне ставили по 2-3 подставки. Особенно тяжело было работать ночью – очень хотелось спать. Иногда мы даже отключали станки и пытались подремать, – вспоминала труженица тыла. – Наш мастер, Александр Сосенков, тоже москвич, подойдет, бывало, погладит по головке, потреплет тихонько за воротник халата и скажет: а кто задание выполнять будет? И сон как рукой снимет. Мы понимали, что наша работа нужна фронту». 

В годы войны на заводе была введена карточная система, выдавали по 800 граммов хлеба. Подростков дополнительно кормили на заводе один раз в день.

«Да, все было. Две картошки возьмешь из дома, запечешь в той самой круглой печке, да маленький кусочек хлеба по карточке, и – на целый день, – из воспоминаний Серафимы Беляевой, которая также пришла на завод подростком. – На всю жизнь запомнила американский деликатес – омлет 10х10 см. Многие тогда на заводе им отравились, и врачам Шамовской больницы пришлось принимать неотложные меры».

Несмотря на тяжелые условия труда, случались и музыкальные вечера. Серафима Беляева в книге «Дети войны» вспоминает приезд ленинградского «Голубого джаза»: «Все молодые ребята – бледные, изможденные и без зубов. После блокады. Так что нам, трудовикам, еще повезло, хотя случаи голодных обмороков и на заводе были нередки».

«Иногда нам выдавали талоны на одежду. Я получила талоны на чулки и платье. Чулки я выкупила в магазине около завода. Они были белого цвета. Пришлось маме их красить в луковой шелухе. Они получились коричневыми, правда, окрасились неровно. А платье было фланелевое, розового цвета, и я его с удовольствием носила», – воспоминала Ляля Чистовская, которая пришла на завод подростком в 1942 году после окончания 7-го класса.

Заводчане помогали фронту, не только денно и нощно производя приборы для самолетов, вертолетов, танков и судов. На предприятии был организован сбор средств работников на строительство самолетов. «В 1942 году было собрано 400 тысяч рублей на самолеты, которые выпускались на 22-м казанском заводе. Как и По-2 производства казанского вертолетного завода, самолеты оснащали авиаприборами с 230-го завода», – отметила А.Курбанова.

После многочасового рабочего дня сотрудницы завода занимались стиркой и ремонтом белья для бойцов Красной Армии.
Фото: tatfrontu.ru

Кроме того, работники предприятия помогали партизанам Украины и Белоруссии – передали в фонд помощи 200 тысяч рублей. В 1943 году завод направил в помощь возрождающемуся Сталинграду 7738 единиц оборудования, инструментов, изделий, две тонны стройматериалов, 500 пар ботинок. За самоотверженный труд и помощь фронту в адрес заводчан была направлена благодарственная телеграмма за подписью Председателя Госкомитета Обороны Иосифа Сталина.

«Нас посылали на разгрузку дров, в подсобное хозяйство. Дома по ночам мы шили меховые рукавицы с двумя пальцами, кисеты для махорки, вязали шерстяные варежки и носки. Все отправляли на фронт от завода. Из своей зарплаты мы выделили деньги на строительство именных танков и самолетов, на восстановление освобожденных городов, платили займы», - рассказывала Александра Ранневая, которая в годы войны работала на заводе слесарем-сборщиком.

После многочасового рабочего дня сотрудницы завода занимались стиркой и ремонтом белья для бойцов Красной Армии. В музее «Электроприбора» до сих пор хранится журнал, в котором фиксировали план по стирке и ремонту одежды и фактическое его исполнение. Прачечная находилась на территории завода. Если кто-то не мог остаться после смены, то брал эту дополнительную работу на дом. Комсомольская организация завода взяла шефство над госпиталем №4642. Ежедневно десятки девушек спешили в госпиталь, ухаживали и помогали раненым.

«Санитарок не хватало, а мы на добровольных началах делали все, что было надо. Раненых переворачивали, меняли бинты, пеленки, кормили, письма писали, концерты устраивали. Потом бойцы писали нам письма. Какие хорошие, теплые письма», - рассказывала Серафима Беляева.

40 рабочих, руководящих и инженерно-технических работников завода были награждены орденами и медалями СССР, 1790 работников – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

За годы войны на 230-м заводе принято и обучено около 2 тыс. новых рабочих из числа подростков и домохозяек.
Фото: Марат Мугинов

Уже после окончания Великой Отечественной войны на 230-м заводе работали Герои Советского Союза – легендарная «ночная ведьма» (так называли немцы девушек, летавших на легких ночных бомбардировщиках ПО-2 – прим. ред.) Магуба Сыртланова и танкист Адам Петушков, который при освобождении Киева в 1943 году уничтожил артиллерийскую батарею и около 40 гитлеровцев, а при отступлении противника – более 100 гитлеровцев, 4 автомашины и 40 повозок. Здесь же 52 года проработал участник трудового фронта 1941-1945 гг. Виктор Лошадкин, имя которого внесено в Книгу почета Казани. Виктор Андреевич занимался благотворительностью – восстановлением церквей в селе Тагашево и в Казани.

Автопилоты и освоение космоса

В 50-70-е годы бурно развивается реактивная авиация и ведется освоение космоса. Завод начинает выпуск автопилотов, в том числе для реактивного истребителя МиГ-23, МиГ- 27, уникального по конструкции специального широкоугольного гироскопического стабилизатора для систем с радиолокационным наведением ракет класса «воздух – воздух». Позже освоено производство и выпуск авиационных систем сигнализации о пожаре, систем регулирования температуры и оборотов авиадвигателей. В целом в этот период завод осваивал 20-50 новых изделий в год, отметила Ангелина Курбанова.

В Казани выпускали гиростабилизированную платформу антенны, входящую в систему автоматической стыковки космических кораблей на околоземной орбите.
Фото: Марат Мугинов

Завод внес большой вклад и в освоение космоса – именно в Казани выпускали гиростабилизированную платформу антенны, входящую в систему автоматической стыковки космических кораблей на околоземной орбите. Все стыковки кораблей типа «Союз» и «Прогресс» до конца 80-х годов производились с ее помощью.

Свое современное название – «Электроприбор» – завод получил в 1967 году. Приборами и системами заводского производства комплектуются практически все отечественные самолеты и вертолеты.

Важным этапом в развитии предприятия стал выпуск автопилотов и систем автоматического управления для истребителей МиГ, которые обеспечивают безопасность полета в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Предприятие продолжает выпуск гиростабилизированных платформ для систем наблюдения.
Фото:Марат Мугинов

Непростыми для завода, как и для многих других предприятий страны, стали 90-е годы. Именно тогда было создано собственное конструкторское бюро, результатом разработок инженеров стала современная продукция. За последние годы на заводе создано несколько КБ, предприятие продолжает выпуск гиростабилизированных платформ нового поколения для систем наблюдения, датчиков температуры и частоты вращения, давления, ведет разработки для военно-транспортных самолетов.

100-летний юбилей предприятие отметило в 2017 году. Тогда же «Электроприбор» был занесен в Книгу почета Казани.

Фотографии Марата Мугинова и из Виртуального музея Великой Отечественной войны РТ

Все новости