Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
28.07.2020, 13:51

Станислав Самойлов: «Уже через неделю после эвакуации из Ленинграда на Казанском заводе №387 выпустили первый самолет»

Фото: Из архива музея трудовой славы Казанского вертолетного завода

(Город Казань KZN.RU, 28 июля). В годы Великой Отечественной войны в Казань из центральных и западных регионов Советского Союза были эвакуированы 70 промышленных предприятий, в том числе Ленинградский завод №387, который объединили с местным обозным заводом. Предприятие работало на укрепление оборонной промышленности страны и за годы войны выпустило около 11 тысяч бипланов По-2.

Среди работников завода, переживших эвакуацию под артобстрелом и налетом немецкой авиации, был Михаил Феофанович Богачев. О жизни своего отчима и трудовых подвигах заводчан читателям портала рассказывает житель Казани Станислав Самойлов.

Работники завода строили бомбоубежища и рыли оборонительные траншеи

«Мой отчим, Богачев Михаил Феофанович, родился в 1918 году в Петербурге. С 1934 года он работал на заводе имени Каракозова, которому в 1940 году присвоили №387 и поручили производство самолетов ПО-2.

Когда началась Великая Отечественная война, завод перешел на выпуск самолетов по графику военного времени. Уже 23 июня вражеская авиация пыталась прорваться к Ленинграду, всю ночь звучали сигналы воздушной тревоги. Завод, несмотря на это, продолжал работать без перебоев, график сборки самолетов нужно было выполнять. Руководящий состав завода перевели на казарменное положение, организовали дежурство на крышах цехов для сбрасывания зажигательных бомб. Работников завода, в том числе моего отчима посылали строить бомбоубежища и рыть оборонительные траншеи в пригороде Ленинграда.

Богачев Михаил Феофанович проработал на заводе 65 лет, награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом Красной Звезды.
Фото: из личного архива Станислава Самойлова

20 июля было принято решение об эвакуации завода из Ленинграда в Казань. Его решили разместить на территории Казанского завода №169, расположенного в Адмиралтейской слободе. Подготовка к эвакуации шла в самые сжатые сроки. В конце июля – начале августа рабочие проводили демонтаж оборудования, погрузку в вагоны: они грузили станки, стапели, инструменты, материалы, авиационные моторы, незавершенные производства. Часть вагонов переоборудовали для перевозки работников и членов их семей. Каждый вагон был рассчитан на 41 человека и 100 килограммов груза на семью.

Вместе с заводом №387 из Ленинграда выехали и 270 учащихся ремесленного училища, которых досрочно выпустили по профессиям токаря и слесаря. Всем было по 14-16 лет. Они влились в коллектив завода.

С конца июля 1941 года строго по графику из Ленинграда уходили первые эвакуированные эшелоны, при этом до 10 августа продолжался бесперебойный выпуск самолетов.

Всего за годы войны на этом предприятии было выпущено около 11 тысяч самолетов.
Фото: из архива музея трудовой славы Казанского вертолетного завода

Мой отчим, как старший мастер сборочного цеха, был назначен начальником седьмого эшелона. Их вагон выехал из Ленинграда 6 августа. Между Ленинградом и станцией Бологое железнодорожный путь уже подвергался артобстрелу и бомбежкам. За 15-20 километров до станции прозвучала первая воздушная тревога, и произошел налет немецкой авиации, а затем второй налет с обстрелом из пулеметов. К счастью, жертв и повреждений оборудования не было, путь на Москву был открыт, оттуда эшелон отправился в Казань. Прибыли они в столицу ТАССР уже 16 августа. За ними пришел восьмой эшелон, а вот девятый уже не смог пройти и возвратился в Ленинград – дорогу ему перерезали вражеские войска.

Казанцы помогали ленинградцам с жильем, одеждой и едой

Прибывшие в Казань эшелоны встречали представители Кировского райкома ВКП(б) и райсовета поселка Юдино. Ленинградцев расселяли в Адмиралтейской слободе, поселках Займище и Красная Горка. Местные жители относились к ним по-братски, предоставляли жилье, делились одеждой и едой. Также доброжелательно встретил ленинградцев коллектив Казанского завода №169.

С победой в Великой Отечественной войне закончилась и военная эпоха строительства самолетов ПО-2. 
Фото: Денис Гордийко
По приказу Народного комиссара авиационной промышленности завод №387 разместили на территории Казанского завода №169, после объединения с которым заводу присвоили №387. Заводчане трудились сутками, иногда не выходя из цехов по несколько дней, и очень быстро провели монтаж оборудования. Уже через неделю после переезда на заводе выпустили первый самолет!

В дальнейшем на заводе работали по 12 часов – с 7 утра до 7 вечера. Следовали лозунгам: «Все для фронта, все для победы!», «Не выполнил задание, не уходи домой!». В кратчайшие сроки была произведена модернизация самолета в бомбардировщик с установкой кассет для бомб и пулемета. Готовые самолеты сразу забирали летные экипажи с фронта. Всего за годы войны на этом предприятии было выпущено около 11 тысяч самолетов.

С победой в Великой Отечественной войне закончилась и военная эпоха строительства самолетов ПО-2. Завод наградили орденом Трудового Красного Знамени. Многие труженики завода также были награждены орденами и медалями.

Мой отчим в общей сложности проработал на заводе 65 лет. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом Красной Звезды и почетными грамотами Верховного совета ТАССР.

В 1955 году Михаил Феофанович женился на моей маме, Валентине Дмитриевне, которая тоже работала на этом заводе. В семье родился еще один сын, позже появилось два внука, пятеро правнуков.

До конца жизни отчим жил в Казани. Умер Михаил Феофанович в 2008 году в возрасте 90 лет, похоронен на Юдинском кладбище. Подвиги наших родителей, дедов, предков навсегда останутся в нашей памяти…».

Все новости